История

Район, занимающий ныне территорию Комсомольской площади и окружающих ее зданий, обживаться стал еще в XIV веке.

Архитектура

В Красносельском районе сохранились многочисленные историко-культурные и архитектурные сооружения.

Религия

Среди действующих храмов: церковь Всех Святых, церковь Петра и Павла, католический собор Святого Людовика.

Развлечения

В Москве, да и в Красносельском районе столицы, в частности, всегда можно найти, где провести вечер или всю ночь.


История Красного села

Район, занимающий ныне территорию Комсомольской площади и окружающих ее зданий, обживаться стал еще в XIV веке. Тогда Москву тесным кольцом окружали слободы, села и деревни, принадлежавшие московским князьям. Василий Темный Во владение московского князя Василия I входило сельцо, раскинувшееся «над Великим прудом». Первое упоминание о нем под названием «Красное» дошло до нашего времени в духовной грамоте 1462 года Василия Темного. Расположенное в живописном месте среди водоемов и лесных угодий, оно обустраивалось с каждым годом и становилось все красивее, именно отсюда просходит его название — Красное. По наследству от Василия Васильевича оно переходит его старшему сыну Ивану, который вошел в историю как первый государь объединенной Руси — Иван III.

В XVI столетии село быстро растет, кроме крестьян и торговцев здесь появляются ремесленники, в основном мастера по серебру. Их работы вызывали изумление у иностранцев, особенно посуда из серебра — чарки, ковши, церковная утварь. К середине XVII века прежде небольшое сельцо — это уже Красносельская дворцовая слобода, обслуживающая царский двор Алексея Михайловича и правительственные учреждения.

Неотъемлемым спутником Красного села был Великий (Красный) пруд, равный по площади Московскому Кремлю (23 га). Он располагался ориентировочно между современными Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей. Лев КАМЕНЕВ (1833-1886). Туман. Красный пруд в Москве осенью. 1871, холст, масло, 68х113 см. С северного берега на водную гладь Красного пруда смотрели окна царского дворца.

В конце XVII века на западном берегу Красного пруда возвели Полевой артиллерийский двор. Его окружала каменная стена, рядом на поле было устроено стрельбище с батареями и кузницы. Благодаря этому поле, прозванное Каланчевским, оставалось незастроенным до середины XIX века.

Не случайно именно эта часть Москвы охотно заселялась соратниками Петра I: в расположенном неподалеку селе Преображенское прошли детство и юность будущего императора. Поэтому Красный пруд был выбран Петром для устройства первых в России празднеств и фейерверков. Фейерверки проходили зимой на льду пруда: в 1697 году в честь взятия Азова, в 1699 году— в честь окончания войны с турками. Здесь же впоследствии состоялись и другие знаменитые фейерверки, причем с пушечными залпами из Артиллерийского двора,— в частности, в честь мира со Швецией 28 января 1722 года.

Источник: ЦДКЖ


Красное село основалось при великом князе Василии Ивановиче, и, несомненно, названо Красным по своей красоте. Тогда же был выкопан и огромный Красносельский пруд. К стыду красносельцев, надо заметить, что они одни из первых предались первому самозванцу. Лжедмитрий I (? - 1606) Когда Петр Басманов, сговорившись с князем Голицыным и Салтыковым, объявил войскам, что Лжедмитрий есть истинный царь, то войска тотчас же провозгласили Лжедмитрия своим государем, и только немногие остались верными Федору Годунову.

Пользуясь этим, нигде не встречая сопротивления, Лжедмитрий двинулся к Москве; он послал вперед гонцов с грамотой, в которой говорил, что он прирожденный царь московский, что народ присягал Борису беззаконно, но что он простит всех, кто поспешит признать его истинным царем. Гонцы самозванца, Плещеев и Пушкин, по прибытии в Москву остановились в Красном селе, где жили богатые купцы и ремесленники. Эти последние приняли гонцов с радостью и повели их в Москву. Царь Федор, узнав об этом, выслал против них стрельцов, но они не захотели действовать против безоружной толпы и ушли обратно. Плещеев и Пушкин вышли на Лобное место и прочли собравшемуся народу грамоту Лжедмитрия; дело самозванца было выиграно. 20 июня 1605 года расстрига въехал в Москву. Может быть, обстоятельства сложились бы совсем иначе, если бы красносельцы не приняли сторону самозванца. Красное село при Екатерине II вошло в черту города, сделавшись его окраиной, но оставшись при своем старом названии."

Из книги Ивана Кондратьева "Седая старина Москвы" (1893 г)


В XVII веке на современной площади трех вокзалов раскинулось обширное Каланчевское поле. На западе оно доходило до середины современной Большой Спасской улицы, где в XVII в. стоял деревянный царский дворец. Этот дворец имел вышку, по-татарски «каланчу», отчего назывался Каланчевским дворцом, а по нему и простиравшееся к востоку, до Красного пруда, поле тоже получило название Каланчевское.

На месте нынешнего Ярославского вокзала с конца XVII в. находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов, со многими деревянными строениями. Артиллерийский двор располагался на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал около 20 га. Мимо него пролегала дорога на Красное село и дальше на восток. В 1812 г. Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся там снарядов (взрыв потряс дома всей восточной части Москвы).

В 1862 г. между Красным прудом и Николаевский вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги, поезда которого до 1870 г. ходили лишь до Сергиева Посада. Это была дорога длиной в 65 вёрст (69 км).

В 1902—1904 Ф. О. Шехтелем построено новое здание вокзала в неорусском стиле. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам. В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым. Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. Перрон построен в 1910-х гг. по проекту Л. Н. Кекушева. При реконструкции в 1965—1966 со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.

В 1995 закончилась вторая реконструкция, целью которой являлось расширение площади для пассажиров, улучшение обслуживания в связи с возросшими пассажиропотоками. В результате перепланировки внутренних помещений высвободилась площадь, позволяющая увеличить в два раза число обслуживаемых пассажиров, более удобно расположены 35 билетных касс, для чего кассовый зал вынесен на первый этаж, а освободившаяся площадь (1,5 тыс. м?) переоборудована под зал ожидания; отремонтированы галерея, колонный зал; заново отделан потолок, смонтированы автоматические средства пожаротушения, электронная информационная система.

Источник: Википедия